Когенерация в Украине

КОГЕНЕРАЦИЯ В УКРАИНЕ

...наш опыт строительства газовых электростанций на базе газопоршневых мини-ТЭЦ*
карта сайта | контакты
О нас Оборудование GE JENBACHER Проектирование и сервис Аналитика Коммерческая информация
 

Справка по поиску


Главная / Проектирование и сервис / Инжиниринг мини-тэц / рабочие жидкости: технические требования / газ

газ

1) Свойства топливного газа

общие замечания:

В отличие от минерального топлива, для газообразного топлива нет строгой классификации или спецификации

В отличие от минерального топлива, для газообразного топлива нет строгой классификации или спецификации

Газомоторные агрегаты Jenbacher оптимально настроены на указанный при заказе состав газа. Отклонения в составе или превышение предельных значений составляющих газа, как правило, уменьшает эффективность работы мотора.

От загрязнений в топливном газе жидкая смазка теряет свои антикоррозийные свойства. О загрязнении газа можно судить по результатам регулярных анализов масла – см. следующие инструкции: ТИ № 1000-0112 ТИ № 1000-0125 ТИ № 1000-0099B ТИ № 1000-0099C.

Энергетические свойства Содержание в топливном газе H2, CH4, C3H8 и т.д. Содержание инертного газа N2, CO2 Содержание воздуха O2

Физические свойства Давление (бар), Температура (°C), Влажность (%), Детонационная стойкость (метановое число).

Загрязнения

Химические: сера, галогены

Физические: пыль, конденсат, нефть

Изменчивость свойств Диапазон изменения, Скорость изменения

Все эти свойства оказывают влияние на параметры двигателя:

- pme среднее эффективное рабочее давление в цилиндре;

- ε степень сжатия (эпсилон);

- λ коэффициент избытка воздуха (лямбда);

- ZZP момент зажигания;

и определяют эксплуатационные характеристики, надежность работы, ресурс.

Поэтому они являются составной частью контракта на поставку газопоршневой установки.

1.2) ДЕТОНАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ

Метановое число MZ характеризует детонационную стойкость газа.

Определение

Метановое число MZ показывает, сколько объемных процентов метана содержится в смеси метана и водорода, которая начинает детонировать при том же сжатии,

что и проверяемый газ.

Оно сравнимо с октановым числом для работы на бензине и показывает процентное соотношение объема метана смеси метана и водорода, которая дает в проверочном двигателе с определенными краевыми условиями такую же силу детонации, как и исследуемый газ. Например, если у природного газа H метановое число 85, то это означает, что при определенных моторных условиях этот природный газ характеризуется такой же силой детонации, как и смесь из 85 % метана и 15 % водорода.

Доли высших соединений CnHm в топливном газе снижают детонационную стойкость, инертные газы ее повышают; в связи с этим возможны также более высокие метановые числа, чем 100.

Вычисление MZ


Метановое число может быть определено на основании состава газа посредством номограммы

Пример: Линии одинакового метанового числа

95 % CH4 Метан + 3 % C3H8 Пропан + 2 % C4H10 Бутан → MZ = 72. или с помощью компьютерной программы: для этого нам нужен анализ газа с указанием всех составляющих, содержащихся в топливном газе (результат получается более точный, чем с помощью номограммы).

1.1) Теплота сгорания

Теплота сгорания и теплотворная способность указывают на энергоресурс газа. В зарубежной терминологии теплота сгорания отличается от теплотворной способности только теплотой испарения воды, образующейся при сгорании. В случае теплоты сгорания вода после сжигания находится в жидком состоянии, после того, как она уже отдала свою теплоту конденсации.

В нашей стране принято различать низшую теплоту сгорания топлива (без учета теплоты конденсации) и высшую теплоту сгорания (с учетом теплоты конденсации водяных паров).

Теплотехническая характеристика горючих газов

Наименование газа Плотность газа (при 0 0С и 0,1 МПа), кг/м3 Химическая формула Низшая теплота сгорания , МДж/м3 (ккал/м3) Теоретическое количество
воздух для сгорания V0, м3/м3 продуктов горения , м3/м3
Метан 0,716 CH4 35,83 (8558) 9,52 10,52
Этан 1,342 C2H6 63,77 (15230) 16,66 18,16
Пропан 1,967 C3H8 91,27 (21800) 23,80 25,80
Бутан 2,598 C4H10 118,68 (28345) 30,94 33,44
Пентан 3,218 C5H12 145,12 (34900) 30,08 41,08
Этилен 1,251 C2H4 59,08 (14110) 14,28 15,28
Ацетилен 1,173 C2H2 56,04 (13385) 11,90 12,40
Водород 0,09 H2 10,78 (2576) 2,38 2,88
Оксид углерода 1,250 CO 12,63 (3016) 2,38 2,88
Сероводород 1,520 H2S 23,38 (5585) 7,14 7,64

1.3) Ламинарная скорость распространения пламени – это скорость, с которой на поверхности внутреннего конуса пламени происходит окисление и/или реакция между горючими составляющими газа и кислородом. Она зависит от воздушного коэффициента лямбда и достигает своего максимума примерно на уровне λ = 1.

2. Предельные значения Топливный газ состоит из многих компонент – основных газов, примесей и микроэлементов. Соотношение основных газов в топливе определяет физические характеристики мотора, поэтому должны быть указаны в виде детального анализа топлива. Примеси и микроэлементы содержатся в топливе в количествах порядка ppm. В отличие от основных составляющих, их действие проявляется после определённого времени работы мотора.

2.1 общие предельные значения:

Общие предельные значения *)
Давление газа Значение Примечание
Максимальная скорость изменения давления 10 мбар/с  
Температура газа < 40°C Более высокие температуры в отдельных случаях допустимы.
Относительная влажность газа < 80% Рекомендуемое значение при отсутствии угольного фильтра, однако, на участке перед газосмесителем ни в коем случае не должен образовываться конденсат.
  < 50% Обязательное значение на входе угольного фильтра Jenbacher, если такой фильтр устанавливается.
Содержание конденсата, сублимата. 0 В частях машины, соприкасающихся с газом или смазкой, недопустимо образование ни конденсата, ни сублимата. (см. ТИ №1400-0091).
Максимальная скорость изменения Hu (теплоты сгорания) 1 % / 30 с  
Максимальная скорость изменения метанового числа 10 МZ/ 30 с  

Параметры на границе поставки GE Jenbacher

Пыль

Тонкость фильтра < 5 µm Если указанное в плане техобслуживания время годности фильтра не достигается, Пользователь должен принять соответствующие меры

2.2 Примеси и микроэлементы

Сера в сумме [SG] *) < 700 mg/10kWh **) Без катализатора
  < 2000 mg/10kWh **) Без катализатора, с ограниченной гарантией ***)
  < 200 mg/10kWh **) С катализатором
  < 500 mg/10kWh **) С катализатором, с ограниченной гарантией ****)
Галогены *) Сумма Cl + 2 * сумма F < 100 mg/10kWh **) Без катализатора
  < 400 mg/10kWh **) Без катализатора, с ограниченной гарантией ***)
  < 20 mg/10kWh **) С катализатором
Аммиак < 50 mg/10kWh **)  
Общее содержание масла < 5 mg/10kWh **)  
Si: в сумме [SiBG ] ***) 0,02 без катализатора
  0,0005 с катализатором

Значительное сокращение сроков службы масла наблюдается уже при суммарном содержании серы около 50 mg/10 kWh и суммарном содержании галогенов около 20 mg/10 kWh (см. ТИ №1000-0099 B и C). При установке сероочистных сооружений следует учитывать то, что при их отказе в мотор может поступить недопустимое количество серы, что быстро приводит к повреждениям мотора.

**) При оценке влияния микроэлементов важно общее их количество, попавшее в мотор. Для того, чтобы можно было сравнивать разные газы, принято рассчитывать удельную концентрацию на единицу количества энергии газа и соотносить её со значением для природного газа (метан, содержание энергии Hu около 10 kWh/Nm³).

Пример расчёта: Измеренная концентрация серы:399 мг/нм³

Газ: канализационный, 60%CH4, 40%CO2 → нижняя теплота сгорания Hu = 6 кВтч/нм³

S= (399 мг/нм³ / 6 кВтч/нм³) 10 = 665 мг/10 кВтч- действительное значение Без окислительного катализатора SG = 700 мг/10 кВтч,- S

По этому образцу рассчитываются концентрации всех остальных микроэлементов для сравнения с указанными предельными значениями в [mg/10kWh].

***) Для газов содержащих быстро окисляемые соединения кремния установлено соответствие между содержанием кремниевых соединений в самом газе и отработанном моторном масле. Содержание кремния, попавшего в мотор, оценивается по эксплуатационному параметру SiB.

Параметр SiB определяется из двух последовательных анализов масла:

SiGM: прирост содержания кремния в моторном масле по сравнению с предыдущим анализом; ∆ срок службы масла: число моточасов со времени предыдущего анализа; SiB=∆ SiGM( ppm) × объём масла (l)× 1.1 / {средняя мощность мотора (kW) × ∆ срок службы масла(h)}

Пример расчёта:

Прирост содержания Si в моторном масле по сравнению с предыдущей пробой масла 40 ppm
Объём масла 500 л
Мощность мотора 2000 кВт
Срок службы масла между двумя анализами 600 ч

SiB= 40ppm× 500л1,1/{2000кВт × 600 ч} = 0,018

SiB = 0,018 актуальное значение

SiBG = 0,02 предельное значение (см. таблицу)

SiB < SiBG содержание Si – в допустимых пределах

В проектной стадии Jenbacher может провести оценку ожидаемого значения SiB на основании специальной процедуры отбора и анализа пробы из потока газа, предназначаемого для проектируемого мотора. В зависимости от полученного значения, Jenbacher AG предлагает своим Заказчикам индивидуальные графики техобслуживания или рекомендует те или иные меры по улучшению качества газа. Контроль и соблюдение предельных значений на основании анализов масла являются необходимым условием для соблюдения графика техобслуживания, указанного в Документации. Условия и порядок отбора проб описаны в п.4 Приложения II.

***) Повышение концентрации микроэлементов до указанных в таблице предельных значений, хотя и допустимо, но сокращает срок службы деталей установки, которые соприкасаются с топливным газом или моторным маслом, и приводит к повышению объёма работ по техобслуживанию. Чтобы обеспечить достаточный срок службы моторного масла (около 500 раб.часов), необходимо установить дополнительный масляный бак. Расчёт проводит Jenbacher AG. В установках с утилизацией тепла выхлопа важно также, чтобы даже при частичной нагрузке температура в утилизационном котле не падала ниже температуры конденсации кислоты.

*****) В катализаторе SO2 окисляется до SO3, отчего в конденсате образуется серная кислота. Поэтому при температурах выхлопа ниже 180°C гарантийные сроки на утилизационный котёл, катализатор и выхлопную систему ограничены.

3) Опросный лист

Опросный лист: характеристики топливного газа. Общие данные

Название проекта или установки:

Ф.И.О. ответственного лица у Заказчика:

Телефон:

Тип и источник газа:


Физические характеристики топливного газа

Давление газа (от - до):    
Температура газа (от - до):    
Относительная влажность газа (от - до):    

Химические характеристики топливного газа

Основные составляющие: в объёмных % Метод измерения:
метан CH4:    
этан C2H6:    
пропан C3H8:    
бутан C4H10:    
пентан C5H12:    
гексан C6H14:    
моноксид углерода CO:    
водород H2:    
углекислый газ CO2:    
азот N2:    
кислород O2:    
прочее:    


Микроэлементы: ppm или мг/нм³ Метод измерения:
аммиак NH3:    
хлор в сумме ClΣ    
фтор в сумме FΣ    
сероводород H2S:    
кремний в сумме SiΣ:    
сера в сумме SΣ:    
пыль:    
прочее:    

4. Пояснения

4.1. Общая информация

В отличие от твердого минерального топлива, для газообразного топлива нет строгой классификации или спецификации. Все газообразные горючие смеси, пригодные для сжигания в моторе, обычно относят к категории «газообразное топливо».

Физические и химические характеристики различных горючих газов чрезвычайно разнообразны, моторы же – в силу их конструкции и принципа работы – могут использовать только те газы, характеристики которых лежат внутри определённого диапазона. Поэтому моторы чутко реагируют на изменение этих характеристик.

Газомоторные агрегаты оптимально настроены на тот состав газа, для которого они изначально предполагались. Значительные изменения состава, особенно превышение указанных для газа предельных значений, может снизить эффективность работы мотора.

Заказчик должен непременно указать на возможные отклонения в составе газа в течение эксплуатации мотора. Указанные в настоящей инструкции предельные значения опираются на обширный практический опыт Jenbacher AG и могут служить базой для надёжной работы установки.

Кроме того, Jenbacher AG предлагает своим Заказчикам информацию и консультации.

Состав и характеристики топливного газа:

Газообразное топливо обычно состоит из многих компонент, разделяемых на 2 класса: основные газы и микроэлементы. Основные газы определяют характеристики смеси, решающие для процесса сгорания в моторе (например, теплотворность, пропорции газо-воздушной смеси, температуру сгорания, линейную скорость распространения пламени, пределы воспламеняемости, устойчивость к детонациям). Концентрация основных газов в исходном топливе обычно измеряется в объёмных процентах.

Примеси и микроэлементы попадают в топливо, как правило, при образовании газа. Обычная их концентрация – порядка ppm (миллионные доли процента). В отличие от основных составляющих, действие примесей и микроэлементов проявляется после определённого времени работы мотора (кумулятивное действие).

Поскольку действие примесей, как правило, негативное, желательно пользоваться топливом, свободным от такого рода загрязнений. При высокой концентрации примесей предварительная очистка газа чаще всего является оптимальным решением, обеспечивающим экономическую выгоду утилизации газа. Детальный и полный анализ горючего газа позволяет оценить его применимость в качестве моторного топлива.

Испытательная практика показывает, что реальные результаты часто отличаются друг от друга даже при сходных условиях испытаний. Т.е. роль примесей и микроэлементов можно оценить в очень ограниченной степени, поскольку приходится учитывать многократные взаимосвязи и влияние многочисленных факторов.

Jenbacher AG не признаёт претензий на гарантийное устранение неисправностей, причиной которых явилось несоблюдение одного или нескольких предельных значений, указанных в настоящей инструкции.

Основные составляющие:

В технических листках, описывающих ряд граничных условий, указан также и тип топливного газа. В тех случаях, когда имеющийся газ не соответствует типовым характеристикам, лежащим в основе стандартных производственных серий, возможно индивидуальное решение – в рамках технических и экономических возможностей. Состав некоторых типов газа (например,мусорного, пиролизного, рудничного) обычно непосто-янен. В моторах с регулировкой доли воздуха (Leanox-моторы) изменения состава топлива компенсируются системами управления мотора на ходу. При запуске управление мотора должно, тем не менее, располагать достаточной информацией об актуальном составе газа (теплотвор-ность, доля CH4), чтобы обеспечить необходимые для запуска условия.

Примеси и микроэлементы

Воздействие примесей и микроэлементов в основном пропорционально общему их количеству, занесённому в мотор вместе с топливом. Поток газа с высокой теплотворностью ниже, чем поток газа с низкой теплотворностью – при одинаковой мощности мотора. Следовательно, даже при равной концентрации примесей в исходном газе, их накопление происходит с разной скоростью. Поэтому для сравнения разных газов концентрацию примесей принято пересчитывать на теплотворность газа (энергия исходного топлива, необходимая для достижения определённой мощности мотора, для всех сортов газа практически одинакова). Jenbacher AG указывает удельную концентрацию примесей по отношению к теплотворности нормального кубометра метана, 10 kWh (округлённо).

4.2 Определение концентрации Si в органических соединениях в мусорном, канализационном газе и биогазах.

4.1 Замечания:

Органические соединения, содержащие кремний, встречаются в мусорном газе, газах водоочисти-тельных установок и в газах, выделяющихся при гниении некоторых видов биомассы. При сжигании таких газов в моторе образуются кремневые оксиды (частицы кварца), что в определённых условиях ведёт к деактивированию катализатора выхлопа и в любом случае – к росту объема работ по техобслуживанию машины.

Собственные системы Jenbacher на базе активированного угля успешно справляются с удалением кремниевых соединений из канализационных и биологических газов. Для мусорных же газов в отдельных случаях приходится прибегать к предварительной очистке топлива.

«Кремниевая нагрузка» оценивается по описанной в п. 2 процедуре контроля кремния в машинном масле. Вычисляемая величина концентрации хотя и не показывает актуальную степень накопления кремния, однако позволяет оценить скорость накопления. Соблюдение указанного там же предельного значения концентрации Si является необходимым условием Договора о техобслуживании.

На стадии проектирования Jenbacher AG рекомендует провести целенаправленный анализ газа на предмет содержания кремниевых соединений, особенно для мусорных газов. Это позволяет заранее оценить объём техобслуживания. Кроме того, по результатам анализа можно судить о необходимости и экономичности предварительной очистки и подобрать оптимальный метод очистки.

Отбор пробы газа и анализ микроконцентрации кремнесодержащей органики превышает технические возможности обычных лабораторий. Jenbacher предлагает методику анализа собственной разработки, хорошо зарекомендовавшую себя на практике. В настоящее время такой анализ проводится только специалистами Jenbacher AG.

В п. 4.1.1 описываются условия отбора пробы, соблюдение которых необходимо для получения корректного результата. В п. 4.1.2 указаны общие данные о тех органических кремнесодержащих соединениях, которые имеют отношение к моторам для указанных выше типов газов.

4.1.1 Выбор места и условия отбора пробы:

Вычисленная концентрация кремния в органических соединениях отражает только моментальную ситуацию. Для того, чтобы проба была показательной, она должна отбираться на участке, отвечающем следующим условиям:

1. Место отбора должно располагаться на участке, на котором поток газа постоянен и полностью отсутствует конденсат. Самыми подходящими являются наклонные трубы. В горизонтальных трубах пробу берут у ответвлений вверх, т.к. в прочих ответвлениях может накапливаться конденсат. Наличие влаги в таких местах сказывается на качестве пробы и после слива конденсата, даже если газ внешне сух.

2.Поток газа должен быть стабильным в течении не менее 3 часов перед отбором пробы. Объёмный поток газа должен составлять не менее 75% потока к планируемой установке при её работе на полной мощности. Проба из газопровода с более слабым потоком газа может дать ошибочные результаты, т.к. часть соединений может конденсироваться на холодной поверхности или кремнесодержащая органика частично абсорбирована осевшими веществами.

3.Место отбора может находиться на участке с недостаточным давлением, благоприятнее, однако, участок с повышенным давлением; в любом случае – перед местом подачи в запланированный мотор.

4.В газопроводах мусорного газа дополнительно должно быть обеспечено давление всасывания такого же порядка величин, как и давление при полной нагрузке планируемой установки. Там, где нет в распоряжении потоков газа, подобных утилизируемым в проекте, достоверный анализ невозможен. Отбор проб на отдельных газоотводящих трубах также не является показательным в смысле данной инструкции. Достоверной и показательной считается только проба, взятая из коллекторной линии мусороперерабатывающей станции.

5.При отборе пробы не должно происходить никаких изменений в работе газосборной установки, поскольку в противном случае не обеспечивается постоянная насыщенность газа примесями.

4.1.2 Органические соединения с содержанием кремния:

К этой группе веществ относятся силоксан, силан и силанол. Силоксан используется при производстве косметики, моющих средств и пеноподавляющих веществ. Силан и силанол попадают в свалочный газ как продукты разложения силоксана. Эти вещества горючи, легко испаряются и выделяются из влажных смесей (канализационный ил, ферментаторы, отстойная вода под свалкой). При оценке содержания кремния в газах из

• свалок бытового мусора

• водоочистных сооружений, перерабатывающих в основном бытовые сточные воды

• установок по переработке биомассы разного происхождения опираются на указанные ниже 8 веществ.

При анализе газа со свалок, на которых могут оказаться промежуточные продукты химической промышленности и газов из водоочистных сооружений, в которых может попасть вода с содержанием кремния, учитываются и другие соединения кремния. Настоящий список показывает, однако, минимальный объём анализа.

Название: Сокращение Формула по CAS Вес атомов Si в молекуле [g/g]
тетраметилсилан TMS Si­(CH3)4 75-76-3 0,319
триметилсиланол MOH Si -(CH3)3 -OH 1066-40-6 0,312
гексаметилдисилоксан L2 Si2-O-( CH3)6 107-46-0 0,347
гексаметилциклотрисилоксан D3 Si3-O3-(CH3)6 541-05-9 0,380
октаметилтрисилоксан L3 Si3-O2-(CH3)8 107-51-7 0,357
октаметилциклотетрасилоксан D4 Si4-O4-(CH3)8 556-67-2 0,380
декаметилтетрасилоксан L4 Si4-O3-(CH3)10 141-62-8 0,362
декаметилциклопентасилоксан D5 Si5-O5-(CH3)10 541-02-6 0,380

Из суммы кремнесодержащих соединений рассчитывается сумма атомов кремния в топливном газе, в [mg/Nm³]. Это значение соотносят с долей метана в топливном газе, получая величину в [mg/10 kWh], аналогично указанному в п.2. примеру. Расчётное значение является основным показателем для оценки объёма техобслуживания будущей установки. Пример:

Название: Результат анализа, [mg/Nm³] Вес атомов Si в молекуле [g/g] Вес атомов Si, [mg/Nm³]
тетраметилсилан <0,1 0,319 0,0
триметилсиланол 3,3 0,312 1,0
гексаметилдисилоксан 6,1 0,347 2,1
гексаметилциклотрисилоксан 0,3 0,380 0,1
октаметилтрисилоксан 0,8 0,357 0,3
октаметилциклотетрасилоксан 2,2 0,380 0,84
декаметилтетрасилоксан 0,4 0,362 0,145
декаметилциклопентасилоксан 1,6 0,380 0,6
  Общее вес атомов Si [mg/Nm³]   5,1

Доля метана в анализируемом газе 55 объёмных % , тогда:

(5,1 мг атомов Si в нм³ x 100%) / (55% доля метана) = 9,2 мг атомов Si /10кВтч. Это число (9,2 mg/10kWh) и служит в дальнейшем для определения объёма техобслуживания проектируемой установки.

4.3) определение влияние кремния на двигатель– на основании анализа масла

Приходится считаться с тем, что в газе, выделяющемся в процессе очистки сточных вод, и в газе мусорных свалок встречаются различные доли содержания кремния в форме органических соединений (например, силоксан). При сжиании получается SiO2 - кварц, это приводит к повышенному износу, прежде всего, выпускных клапанов, гильз цилиндров и поршневых колец.

Определение содержания

иногда содержание кремния Si в газе в текущий момент может быть измерено только газохроматически ⇒ накладно и дорого. Около 6 % кремния, всасываемого двигателем, абсорбируется смазочным маслом. Поэтому в целях постоянного контроля по содержанию кремния в моторном масле можно делать выводы о содержании кремния в газе.

Пример

Газовый двигатель J 316GS, 681 кВт Объем масляной ванны 300 л ≈ 270 кг Время эксплуатации масла с момента замены 800 ч Содержание кремния в масле 120 мг/кг масла Содерожание кремния в масляной ванне: 270кг x 120мг/кг = 32400 мг Общее количество кремния, поглощенное двигателем 32400мг : 0,006 = 5400000 мг Удельн. расход газа 2,55 кВтч/кВтч : 10 кВтч/м3= (в расчете на 100% CH4) = 0,255 м3/кВтч Расход газа 681кВт x 0,255 м3/кВтч x 800 ч = (в расчете на 100% CH4) = 138 924 м3 Содержание кремния в газе 5400000 мг : 138924 м3 = 38,9 мг/м3 (в расчете на 100% CH4) ⇓ Ожидаемое снижение 20 % среднего срока службы выпускного клапана

Определяющая величина для оценки детонационной стойкости топливных газов – метановое число (MZ). Оно сравнимо с октановым числом для работы на бензине и показывает процентное соотношение объема метана смеси метана и водорода, которая дает в проверочном двигателе с определенными краевыми условиями такую же силу детонации, как и исследуемый газ. Например, если у природного газа H метановое число 85, то это означает, что при определенных моторных условиях этот природный газ характеризуется такой же силой детонации, как и смесь из 85 % метана и 15 % водорода.

Ламинарная скорость распространения пламени – это скорость, с которой на поверхности внутреннего конуса пламени происходит окисление и/или реакция между горючими составляющими газа и кислородом. Она зависит от воздушного коэффициента лямбда и достигает своего максимума примерно на уровне λ = 1.





     
  ©  ЧНПП "СИНАПС". Все права защищены.
©  Разработка сайта  Студия РОМАрт 2006
03055 Киев, В.Василевской 7, ЧНПП "СИНАПС", т/ф +38 (044)238-09-67
ссылка на e-mail,  корпоративный сайт:  http://sinapse.ua
 
  *публикуемые материалы (кроме форума) отражают точку зрения компании "СИНАПС". Мы отвечаем за объективность и достоверность всей информации.
Перепечатка материалов только с разрешения редакции, ссылка на
ресурс о когенерации www.cogeneration.com.ua обязательна.